Пекин просит Alibaba избавиться от медиаактивов

Правительство Китая попросило Alibaba Group Holding ООО

БАБА -0,69%

избавиться от своих медиа-активов, поскольку чиновники все больше обеспокоены влиянием технологического гиганта на общественное мнение в стране, по словам людей, знакомых с этим вопросом.

Обсуждения по этому поводу ведутся с начала этого года после того, как китайские регулирующие органы рассмотрели список медиаактивов, принадлежащих компании из Ханчжоу, основным бизнесом которой является онлайн-торговля. По словам людей, официальные лица были потрясены тем, насколько расширились интересы Alibaba в СМИ, и попросили компанию разработать план значительного сокращения ее медиахолдингов. В правительстве не уточнили, какие активы нужно будет разгружать.

Alibaba, основанная миллиардером Джеком Ма, за эти годы собрала внушительный портфель медиаактивов, охватывающих печатные, вещательные, цифровые, социальные сети и рекламу. Известные холдинги включают доли в платформе Weibo, подобной Twitter, и в нескольких популярных китайских цифровых и печатных новостных изданиях, а также в South China Morning Post, ведущей англоязычной газете в Гонконге. Несколько холдингов находятся в компаниях, котирующихся в США.

Общую стоимость медиаактивов Alibaba получить не удалось. Согласно данным Wall Street Journal, на момент открытия в понедельник фондового рынка США совокупная рыночная стоимость акций публичных компаний составляла более 8 миллиардов долларов. Это включает примерно 3,5 миллиарда долларов в Weibo Corp. и почти 2,6 миллиарда долларов в Bilibili. Inc.,

видеоплатформа, популярная среди молодых китайцев.

Одним из наиболее заметных приобретений стала газета South China Morning Post, история которой восходит к эпохе британского колониального господства в Гонконге. Alibaba также создала совместные предприятия или партнерские отношения с влиятельными государственными СМИ, такими как информационное агентство Синьхуа, и газетными группами, управляемыми местными властями в провинциях Чжэцзян и Сычуань.

Американские депозитарные расписки Alibaba и Weibo упали в понедельник менее чем на 1% и 2,4% соответственно.

Представители СМИ считают, что присутствие Alibaba в СМИ представляет собой серьезный вызов для коммунистической партии Китая и ее мощного пропагандистского аппарата.

Отдел пропаганды партии не ответил на отправленный по факсу запрос с просьбой прокомментировать ситуацию.

Alibaba отказалась комментировать обсуждения с регулирующими органами по поводу возможной продажи медиа. В заявлении компании говорится, что она является пассивным финансовым инвестором в медиаактивы.

«Цель наших инвестиций в эти компании – обеспечить технологическую поддержку для модернизации их бизнеса и стимулировать коммерческое взаимодействие с нашими основными коммерческими предприятиями. Мы не вмешиваемся и не вмешиваемся в повседневную деятельность компаний или редакционные решения », – говорится в заявлении.

Обсуждение вопроса о продаже активов является последним событием в серии стычек между Пекином и г-ном Ма, который когда-то был самым знаменитым предпринимателем Китая. В конце прошлого года китайский лидер Си Цзиньпин лично сорвал планы Ant Group Co., дочерней компании Alibaba в области финансовых технологий, по запуску крупнейшего в мире первичного публичного размещения акций на фоне растущего беспокойства в Пекине по поводу сложной структуры собственности Ant и опасений, что Ant добавлял риск для финансовой системы. Г-н Си также был зол на г-на Ма за критику его усилий по усилению финансового надзора.

Антимонопольные регуляторы также готовятся наложить рекордный штраф в размере более 975 миллионов долларов за то, что они называют антиконкурентной практикой на платформах электронной коммерции Alibaba, как ранее сообщал журнал со ссылкой на людей, осведомленных в этом вопросе. Кроме того, от Alibaba потребуется положить конец практике, согласно которой, по мнению регулирующих органов, технический гигант запрещал торговцам на своем сайте также продавать товары на конкурирующих платформах.

Помимо средств массовой информации и онлайн-торговли, у Alibaba также есть значительное подразделение развлечений, состоящее в основном из группы компаний Alibaba Pictures Group, акции которых котируются на Гонконгской фондовой бирже. ООО

1060 4,00%

и Youku Tudou Inc., одна из крупнейших в Китае платформ для потокового видео. Официальные лица также изучили портфель развлечений Alibaba, хотя прямые продажи этой части бизнеса компании могут не потребоваться, заявили люди, знакомые с обсуждениями, связанными с развлекательным бизнесом Alibaba.

Неясно, придется ли Alibaba продавать все свои медиа-активы. По словам людей, знакомых с ситуацией, любой план, который предложит Alibaba, потребует одобрения высшего руководства Китая.

В последние годы в официальных кругах Китая росли опасения по поводу влияния Alibaba в СМИ и того, как компания могла использовать свои инвестиции в новости и социальные сети для изменения государственной политики, которая считалась неблагоприятной для ее бизнеса.

Эти опасения усилились после инцидента в мае прошлого года, когда было удалено множество сообщений Weibo о предполагаемой причастности одного из руководителей Alibaba к внебрачной связи.

После того, как Джек Ма раскритиковал китайских регуляторов, Пекин сорвал первичное публичное размещение своего финтех-гиганта Ant, и он практически исчез из поля зрения общественности. WSJ просматривает недавние видеоролики миллиардера, чтобы показать, как он попал в беду.

Последовавшее за этим расследование, проведенное Администрацией киберпространства Китая, страной, контролирующей интернет, показало, что Alibaba несет ответственность за вмешательство в публикации Weibo и заявила, что компания использовала «капитал для манипулирования общественным мнением» в отчете руководству, сообщает журнал. со ссылкой на официальных лиц, которые видели отчет. По словам официальных лиц, именно Коммунистическая партия доминирует над общественным мнением на всех медиа-платформах, и частный сектор не должен брать на себя эту роль.

Согласно последним доступным годовым данным, Alibaba является крупнейшим клиентом Weibo, вложив в свою платформу почти 100 миллионов долларов дохода от рекламы и маркетинга в 2019 году.

В июне служба по надзору за Интернетом публично отчитала Weibo за то, что она назвала «вмешательством в онлайн-общение», и попросила исправить ситуацию. В ноябре Сюй Линь, заместитель директора центрального отдела пропаганды партии, заявил на публичном форуме, что Китай должен «решительно запретить ослабление руководства партии во имя [media] конвергенции, решительно защищайте от рисков, связанных с манипулированием общественным мнением капиталом ».

Он не назвал Алибабу по имени во время своего выступления, но использовал слова, которые фигурировали в отчете кибер-сторожевого пса.

Отказ от интересов СМИ не обязательно является большим негативом для Alibaba, поскольку она может вновь выйти из-под натиска регулирующих органов в более безопасное положение с Пекином после отказа от некоторых непрофильных активов. Это также могло бы помочь компании избежать будущих политических минных полей, поскольку власти жестко контролируют СМИ.

Alibaba – не единственный китайский технологический гигант, имеющий дело со СМИ. Tencent Holdings ООО

Служба обмена сообщениями WeChat стала одним из основных способов получения новостей обычными китайцами. Bytedance Ltd. управляет популярным агрегатором новостей Jinri Toutiao, который использует искусственный интеллект для распространения новостей среди сотен миллионов пользователей.

Неясно, придется ли каким-либо другим технологическим компаниям следовать той же схеме, что и Alibaba, при рассмотрении вопроса о продаже медиаактивов.

Медиаинвестиции Alibaba начались еще до того, как компания приобрела международную известность благодаря рекордному на тот момент IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2014 году. За эти годы Alibaba и Ant приобрели доли в некоторых из самых популярных СМИ страны, в том числе ориентированных на бизнес. Yicai Media Group и технические новостные порталы Huxiu.com и 36Kr.com.

Средства массовой информации часто встречали предложения Alibaba с энтузиазмом, учитывая глубокие карманы технологического гиганта и его опыт в области цифровых технологий. После того, как в 2016 году компания South China Morning Post была куплена Alibaba, она расширила предложение цифровых новостей и редакционный состав, а также завершила реконструкцию своей штаб-квартиры в Гонконге.

Некоторые журналисты и читатели обеспокоены тем, что Alibaba, офисы которой находятся на нескольких этажах выше редакции Post, будет мешать освещению событий, чтобы угодить Пекину. Но время от времени газета публиковала статьи, которые казались китайскому руководству неблагоприятными, в том числе обширное освещение протестов в Гонконге в 2019 и 2020 годах и растущего контроля Пекина над городом.

Г-н Ма, объясняя причины приобретения Post, заявил на публичном форуме в 2017 году, что никогда не вмешивался в работу редакции и уважал журналистику.

«[We] не должны позволять СМИ падать, не должны позволять СМИ терять себя и не должны позволять СМИ терять объективную и рациональную коммуникацию из-за денег », – сказал г-н Ма на мероприятии, организованном Синьхуа.

Медиа Империя

Медиа-активы, принадлежащие Alibaba, включают:

  • 100% Южно-Китайская утренняя почта, Главная английская газета Гонконга.
  • Почти 37% Yicai Media Group, одно из самых влиятельных новостных агентств Китая.
  • Около 30% Weibo, платформа социальных сетей, похожая на Twitter. Его доля оценивается более чем в 3,5 миллиарда долларов.
  • 6,7% от Билибили, видеоплатформа, популярная среди молодых китайцев. Его доля составляет почти 2,6 миллиарда долларов.
  • 5% от Манго Отличное Медиа, дочерняя компания государственного телеканала Hunan TV. Его доля составляет около 819 миллионов долларов.
  • Почти 5,3% Focus Media, Крупнейшая в Китае оффлайн рекламная сеть. Его доля составляет почти 1,2 миллиарда долларов.

Медиа-активы, которыми владеет Ant, включают:

  • 16,2% от 36 крон, цифровое СМИ, зарегистрированное в США и специализирующееся на технологиях. Его доля составляет 25 миллионов долларов.
  • Бывшая 5,62% -ная доля в Caixin Media, один из самых уважаемых источников новостей Китая. Ant продал свою долю в 2019 году.

Источники: Комиссия по ценным бумагам и биржам, Шэньчжэньская фондовая биржа, Национальная фондовая биржа и котировки Китая, Национальная система рекламы кредитной информации предприятий Китая, FactSet, Wind.

Примечание: Рыночная стоимость компаний, зарегистрированных в США, по состоянию на 12 марта; для фирм, зарегистрированных в Китае, с 15 марта.

Написать в Цзин Ян в Jing.Yang@wsj.com

Copyright © 2020 Dow Jones & Company, Inc. Все права защищены. 87990cbe856818d5eddac44c7b1cdeb8

By admin

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *